Конфликты персонажей в сюжетах поэм Пушкина

Главная » Культура и искусство » Конфликты персонажей в сюжетах поэм Пушкина

Столкновение цивилизации и «дикости» в «Кавказском Пленнике», как и в «Цыганах», предполагало столкновение персонажей, принадлежащих к двум разным культурным укладам. В поэме «Тазит» конфликт первоначально замкнут в пределах одного лишь горского рода. Мысль поэмы заключает в себе, по словам Белинского, «трагическую коллизию между отцом и сыном, то есть между обществом и человеком».

(Нашими исследователями выяснено, что сами имена «Тазит» и «Гасуб» заключают в себе «программу» пушкинской поэмы. Имя «Тазит» образовано поэтом от персидского слова «тазе», что означает «новый, свежий, молодой». А имя «Гасуб» взято из арабского (гасыб) и переводится как «хищник, разбойник, грабитель». «Хищник» — обычный эпитет черкеса в пушкинское время. Ср., например, у Пушкина в «Кавказском Пленнике»: «Коварный хищник…»)

  История возникновения каблука.

Это понимание поэмы было впоследствии поддержано и Чернышевским. Согласно очевидному намерению Пушкина, конфликт получил трагическое разрешение.

кавказский пленник

Здесь важно, что защитником гуманистической морали выступает молодой черкес, воспитанный в духе обычаев предков, но порывающий с ними, а его антагонистом — отец, старый Гасуб. Свежая, юная черкесская поросль (ср. также: возлюбленная Тазита и ее отец, «старик угрюмый») олицетворяет робкую нарождающуюся мораль, которая хрупка и беззащитна перед вековыми традициями. Этот психологический штрих тоже нов по сравнению с романтическими поэмами. Ведь за Кавказским Пленником, как и за Алеко, стояли прочные моральные нормы, тогда как Тазиту не на что опереться, потому что черкесский мир не знал европейской гуманистической традиции. Наконец, конфликт из узких рамок одной семьи постепенно вырывается в широкие исторические просторы — в конфликт человека с обществом.

  Поэт-максималист Шота Нишнианидзе

В «Кавказском Пленнике» историко-философский пафос господствует в финале как самостоятельная тема. О частной судьбе не упоминается совсем. В поэме «Тазит» рассказ о личной участи героя неотторжим от историко-философского содержания и проникнут им.

Перестройка сюжета потребовала от Пушкина и других коренных преобразований романтической поэмы. Они касаются мотивировки одиночества героя и описания среды, в которой он вырос.