Поэт-максималист Шота Нишнианидзе

Главная » Культура и искусство » Поэт-максималист Шота Нишнианидзе

Поиск индивидуальности. Поиск собственного почерка. Поиск манеры и стиля. Все это для Шота Нишнианидзе сводится к поиску сути.

…в мире я искал одно и то же:
Я самого себя искал всегда.

(Перевод Ю. Ряшенцева.)

В ходе этого поиска поэту раскрывалась жизнь в ее многообразии, драматичности, противоречивости.

Шота Нишнианидзе

Здесь я старался показать изобразительную силу поэта, разнообразие и самобытность его кисти. Но, уверен, он скорей потерпел бы попреки в недостаточности изобразительной силы, чем потерпел бы упрек в лести, подобострастии, фальши, неискренности. Кодекс чести и достоинства у этого автора надежно защищен его натурой. Натурой, вырисовывающейся за строками его стихов.

  Народные промыслы в Советском Союзе

Некоторые наши писатели, актеры, художники как в Грузии, так вне ее, много потрудились над созданием внешне колоритного, броского, но в основе своей анекдотического, типа дельца, эпикурейца, сочинителя тостов, преуспевающего пижона. И это выдавалось за нечто типическое для Грузии и национально-эффективное. Но нет ничего более неверного и призрачного, чем эта версия. Нынешние искусство и литература выправляют это впечатление от характера грузина. Такие черты, как одухотворенность, мечтательность, бескорыстие, доброта, душевная отвага выходят на первое место, отодвигая на задний план вышеназванные качества. Герой Нишнианидзе скорей инфантилен, чем деловит, скорей фантазер, чем клерк.

  Лувр — самый известный музей мира

Видение совершенного человека владеет всем существом поэта. Он подчас принимает чаемое за сущее. И в этом он романтичен. И его можно и должно понять.

Истинно вынесу все испытания,
Только плоди безгранично, потомственно
Души, способные на сострадание
К боли чужой — еще больше, чем к собственной.

(Перевод Ю. Мориц.)

Он максималист, Шота Нишнианидзе. И это — отрадно. Не быть же поэту минималистом-бытовиком, скаредом, скопидомом.

  Конфликты персонажей в сюжетах поэм Пушкина

Музыка небесных сфер, музыка природы, музыка души человеческой — все это естественно входит в мир поэзии Нишнианидзе. Музыку Грузии поэт называет виноградной. Виноградная лоза звучит как симфония. Крепость или храм звучат как песнопение, молитва, месса. «Церковь — немая симфония камня». И еще: «…владеет, как музыка, мной запах пашен и запах покосов…» По мановению дирижерской палочки «на свирель присел соловей», и эта дирижерская палочка — то клинок, то стрела. Власть музыки повсеместна.