Философская культура XIV—XV вв. на Руси

Главная » Культура и искусство » Философская культура XIV—XV вв. на Руси

Малоисследована философская культура XIV—XV вв. в историко-философской науке.

Вопросы изучения данного периода были затронуты В. С. Горским. «Порой, характеризуя культуру этого периода, — пишет он, — ограничиваются экстраполяцией модели, которая была выработана на основе изучения древнерусской культуры X—XIII веков. Однако своеобразие социально-экономических и культурно-исторических условий жизни русских, украинцев и белорусов того времени обусловило и существенные отличия развития общего духовного богатства братских народов — древнерусской культуры» (Горский В. С. Актуальные исследования древнейших этапов истории отечественной философской мысли. 1985. № 1. С. 87). Выявить эти отличия можно с помощью конкретного историко-философского исследования памятников древнерусской культуры периода формирования этих народов.

  Три темы Есенина

Философская культура на Руси

Интересным шагом в развитии таких конкретных историко-философских исследований является статья И. В. Паславского «Развитие логических идей в отечественной философии второй половины XV в.» (1986. № 6), рассматривающая так называемую «Логику Авиасафа» — трактат средневекового арабского философа аль-Газали, переведенный в Киеве неизвестным книжником с древнееврейского на староукраинский язык во второй половине XV в. Автор приходит к выводу, что «обращение киевских книжников к философско-логическому наследию Аристотеля в его арабо-еврейской интерпретации выразительно свидетельствует о том повороте, который наметился в духовной культуре второй половины XV в.» (Там же. С. 55). В этой связи Паславский высказывает предположение, что переводы с арабского и древнееврейского языков, осуществленные и обработанные в кругу киевских книжников второй половины XV в., «в какой-то степени обусловили то, что, когда в конце XV в. большая часть указанной литературы попала в Новгород и нашла там заинтересованных читателей в среде еретиков-вольнодумцев, последних стали называть «жидовствующими», а саму литературу — литературой «жидовствующих» (Там же. С. 47).

  Народные промыслы в Советском Союзе

Касаясь вопроса об идейной ориентации «жидовствующих» (антитринитариев), А. Д. Сухов обращает внимание на «близость русских еретиков того времени к течениям, которые развернулись на Западе» (Сухов А. Д. Русское Предвозрождение. 1988. № 6. С. 113). Он рассматривает также реформационное движение, представленное на Руси ересями «жидовствующих», стригольников, нестяжателей и др., как «безусловное подтверждение того, что Предвозрождение на Руси существовало» (Там же). В контексте реформационных течений, проникающих на Украину, трактует идеи «жидовствующих», антитринитариев, социниан и В. А. Шевчук в статье «Возрождение и реформация в украинской культуре XV—XVII вв. (Несколько мыслей относительно проблемы)» (1989. № 4). Таким образом, затронутый Паславским важный вопрос о новых культурных влияниях требует дальнейшей углубленной работы с источниками.