Русское искусство и костюм в эпоху Петра I. История русского искусства

Главная » Культура и исскуство » Русское искусство и костюм в эпоху Петра I. История русского искусства

Русское искусство и костюм в эпоху Петра I

История русского искусства повествует, что большое значение как средству активного воспитания современного общества придавалось театру — созданию любительских театров, общедоступных театров в Москве и затем в Петербурге. «Царь находил, что в большом городе зрелища полезны».

isskustvo1

Под влиянием новых идей, трудов Феофана Прокоповича, поэтических творений Антиоха Кантемира, портретных образов зарубежных и русских мастеров постепенно складывалось новое представление о достоинстве Человека. В быт входили «европейское обращение», манеры, европейские танцы и пр.

isskustvo2 Появились многочисленные наставления — письмовники с образцами различных писем, приклады «како пишутся комплименты всякие», «Юности честное зерцало», где давались уроки вежливости и учтивости, уроки конной езды и фехтования. Появилось еще одно нововведение — незнакомые люди должны были обращаться друг с другом на «вы».

  Призраки шотландских лесов. Прозрачные скульптуры Роба Малхолланда.

Новые преобразования оказали влияние на русское искусство, в нем окончательно побеждает светское начало, оно должно было прежде всего служить прославлению и утверждению Российского государства (аллегории, эмблемы).

Несмотря на то, что Петр I использовал практику приглашения иностранных мастеров к своему двору и в то же время посылал юных «пенсионеров» для обучения в различных странах Европы, в России того времени немалую роль сыграло древнерусское художественное наследие. Большое развитие в русской живописи получил жанр портрета, который как бы подчеркивал возросшее значение личности. В портретном искусстве нашли отражение новые понятия светскости, новые придворные нравы и новые моды. Но русские мастера создавали не только внешний точный облик своих знатных заказчиков, они горели желанием приоткрыть затаенный мир души человека, его новое отношение к самому себе и окружающему.

  Не отказывайте себе в удовольствии и насладитесь истинной красотой Оперы Гарнье с русскоязычным гидом от MONDE SANS FRONTIERE

Русская живопись этого времени высоко ценила реальность, подлинность изображаемых вещей. Этому принципу подчинились не только русские мастера, но и иностранные художники, работавшие в России в первой половине XVIII в. Портреты Никитина, Вишнякова, Каравака, Антропова, Аргунова внушают чувство радости открытия красоты вещного материального мира. Было бы неправильным объяснять любовь к выписанности деталей только лишь реминисценциями парсунной живописи. Покроем платья, тончайшим рисунком затейливого кружева, взбитой пеной пудренных волос, регалиями на камзолах выражалось точно угаданное чувство нового времени, характер эпохи. Большое распространение в XVIII столетии получил жанр парадного портрета.

  Конфликты персонажей в сюжетах поэм Пушкина

Это были заказные императорские портреты, портреты придворной знати и дворянства, обязательными условиями для которых, как и в европейской живописи, было центрическое господство фигуры, изображенной в рост, где главенствующую роль играло платье, детали и атрибуты власти, признаки положения человека в обществе. На портретах мы видим, что русский костюм начала XVIII в. был проще, демократичнее, чем европейский. Не так изысканны ткани — вместо бархата чаще использовалось сукно, меньше декоративных украшений и т. п. Вероятно, это происходило оттого, что костюм самого Петра I всегда отличался простотой, стремлением подчинить его удобству движений.

isskustvo13

isskustvo14

isskustvo15

В то же время некоторые придворные щеголи, в частности Меньшиков, одевались в пышные костюмы французского покроя, дополненные большим круто завитым париком.